Ширко Людмила Фёдоровна
старший преподаватель кафедры
- Образование: высшее, окончила Гродненский государственный университет 30.06.1984 г., диплом ИВ№ 177641 по специальности «история» с присвоением квалификации: Историк. Преподаватель истории и обществоведения. Прошла переподготовку в Академии последипломного образования по специальности «Религиоведение», диплом № 0005269 от 23.06.2001 г. Обучалась в заочной аспирантуре Института истории НАН Беларуси , Свидетельство от 10.04.2000 за № 105-60/133, была соискателем на кафедре источниковедения исторического факультета БГУ в 2010-2014 гг.
- Общий педагогический стаж работы: 40 лет.
- Педагогический стаж работы в УО «Барановичский государственный университет» на 31.08.2024 г.: 4 года, 5 месяцев;
- Дата назначения на должность преподавателя: с 01.09.2004 г. по 30.06.2008 г., преподавала культурологию и философию (вела лекционные и семинарские занятия); с 01.02.2024 по 31.08.2024 г. (вела историю правовых и политических учений, основы права, Конституционное право Республики Беларусь - на д/о, Конституционное право зарубежных стран - на з/о – также лекционные и семинарские занятия).
- В процессе работы на кафедре общеправовых дисциплин и государственного управления осуществляла следующую деятельность:
а) учебно-методическая работу:
– подготовка к лекционным, семинарским занятиям по учебной дисциплине «История политических и правовых учений»;
– составление тестовых заданий, практических задач по учебной дисциплине «История политических и правовых учений», рекомендаций по защите мультимедийных презентаций по раскрытию основного содержания политико-правовой доктрины («Памятка для студентов»);
– подготовка к лекционным, семинарским занятиям по учебной дисциплине «Основы права»;
– составление тестовых заданий, практических задач по учебной дисциплине «Основы права»;
– подготовка к лекционным, семинарским занятиям по учебной дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»;
– составление тестовых заданий, практических задач по учебной дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»;
– подготовка к лекционным, семинарским занятиям по учебной дисциплине «Конституционное право Республики Беларусь»;
– составление тестовых заданий, практических задач по учебной дисциплине «Конституционное право Республики Беларусь»;
– организация и проведение УСР;
– внедрение в обучающий процесс системного подхода и активных форм и методов обучения;
– прием отработки пропущенных обучающимися по уважительным причинам семинарских занятий по читаемым дисциплинам;
б) Научно-исследовательскую работу.
- НИР.
Изучение проблем научно-методологического обеспечения читаемых дисциплин.
- НИРС.
Изучение уровня подготовки студентов к написанию работ исследовательского характера, внедрение в практику написания эссе обучающимися по отдельным вопросам изучаемых дисциплин.
в) Организационно-методическую работу.
– заполнение индивидуального плана работы;
– участие в заседаниях кафедры общеправовых дисциплин и государственного управления, собраниях и мероприятиях университета.
– обновление нормативно-правовых источников программы «Конституционное право Республики Беларусь»;
– создание двух вариантов тестов по предмету «Конституционное право Республики Беларусь»;
– подготовка тем для рефератов (эссе), практических заданий и тестов для самопроверки ко всем темам по учебной дисциплине «Конституционное право Республики Беларусь».
г) Воспитательная и общественная работа.
В весеннем семестре 2023/2024 учебного года проводилась воспитательная работа в контексте преподаваемых дисциплин. В процессе изучения дисциплины «История политических и правовых учений» уделялось особое внимание развитию научного кругозора, критического мышления и коммуникативных навыков обучающихся.
В контексте изучения дисциплины «Основы права» уделялось внимание формированию правовой культуры, уважения к закону и важности правомерного поведения обучающихся.
В контексте изучения дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» формировалось критическое мышление, расширялся кругозор у обучающихся.
В контексте изучения дисциплины «Конституционное право Республики Беларусь» формировались у обучающихся: широкий профессиональный кругозор, умение анализировать и сравнивать законы, применять нормы, касающиеся реализации основных прав и свобод человека и гражданина, ориентироваться в системе и компетенции государственных органов, а также гражданственность и патриотизм.
Принимала участие в мероприятиях университетского уровня, посвящённых вопросам: встречи с кандидатами в законодательные органы Республики Беларусь, выполнению требований правовых основ государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, воспитанию молодёжи на национальных ценностях, профилактике противоправного поведения. Также принимала участие в торжественном заседании Совета БарГу, посвящённом 20-летию университета.
Таким образом, за период с 01.02.2024 г. по июнь 2024 г. принимала участие в работе кафедры общеправовых дисциплин и государственного управления, в общеуниверситетских мероприятиях, в реализации образовательных, воспитательных и профориентационных задач, стоящих перед университетом.
- Педагогический стаж работы преподавателем в ССУЗах и ВУЗах:
с 01.09.2000 г. по 31.08.2004 г. (4 года) преподавала социально-гуманитарные дисциплины в Барановичском экономико-юридическом колледже: философию, социологию, логику, политологию (проводила лекции и семинарские занятия); с 01.09.2022 г. по 30.08.2023 г. (1 год) преподавала историю Беларуси и обществоведение (проводила лекции и семинарские занятия);
с 01.09.2002 г. по 30.06.2004 г. (1 год и 10 месяцев) работала преподавателем-совместителем в Барановичском филиале БНТУ, вела предметы: религиоведение, конфликтологию, культурологию, основы лидерства, основы научно-исследовательской работы студентов (проводила лекции и семинарские занятия);
- Курсы повышения квалификации:
- курсы повышения квалификации «Основы экономической теории» на базе Республиканского института высшей школы БГУ (Свидетельство о повышении квалификации № 0002353 от 20.12.2003 г.);
- курсы повышения квалификации «Основы православной культуры» в ГУО «Академия последипломного образования» (Свидетельство о повышении квалификации № 00951865 от 20.06.2009 г.);
- курсы повышения квалификации «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в процессе аттестации» в ГУО «Академия последипломного образования» (Свидетельство № 204655 от 21.03.2014 г.);
- Свидетельство (сертификат) пользователя информационных технологий в образовании в категории «Учебно-воспитательная работа» от 04.03.2015 г. выданный ГУО «Академия последипломного образования»;
- курсы повышения квалификации «Актуальные проблемы организации и осуществления образовательного процесса в учреждениях образования» в УО «Барановичский государственный университет», Институт повышения квалификации и переподготовки (Свидетельство № 3985662 от 11.11.2022 г.)
- Квалификационная категория: учитель-методист, присвоенная Приказом Барановичского городского исполнительного комитета Отдела образования спорта и туризма от 08.04.2015 г. № 174 «О присвоении Ширко Л.Ф. квалификационной категории «учитель-методист».
8.Тема педагогического опыта:
«Системный подход в контексте изучения предметов социально-гуманитарного цикла»
- Список опубликованных работ:
- Ширко, Л.Ф. Теоретические аспекты системного анализа белорусской историографии / Л.Ф.Ширко // Крыніцазнаўства і спецыяльныя гістарычныя дысцыпліны: навук. зб. Вып. 5 / рэдкал.: У.Н.Сідарцоў (адк. рэд.), С.М.Ходзін (нам. адк. рэд.) [і інш.]. – Мінск: БДУ, 2009. – С. 162 – 167.
- Ширко, Л.Ф. Эволюция взглядов на развитие системы народного образования Беларуси в 20-30-е гг. ХХ в. (историографический очерк) / Л.Ф.Ширко // Тезисы межвузовской научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, посвящённой 5-летию образования филиала БНТУ, Барановичи, 16-17 апреля 2002 г. / Филиал БНТУ г. Барановичи. – Барановичи, 2002. – С. 80 – 83.
- Шырко, Л.Ф. Праблемы станаўлення гісторыі беларускай культуры як напрамку ў айчыннай гістарычнай навуцы / Л.Ф.Ширко //Наука образованию, производству, экономике: материалы научно-методической конференции преподавателей филиала БНТУ, организаций, учреждений и предприятий, г. Барановичи, 10 дек. 2003 г. / филиал БНТУ г. Барановичи. – Барановичи, 2003. – С. 22 – 24.
- Ширко, Л.Ф. Теоретические аспекты структурного анализа белорусской историографии / Л.Ф.Ширко // Гістарыяграфія гісторыі Беларусі, новай і навейшай гісторыі краін Еўропы і Азіі: матэрыялы Рэсп. Навук.- тэарэт. Канф., г. Мінск, 28 свк. 2088 г. У 2 ч. Ч.2. Гістарыяграфія новай і навейшай гісторыі краін Еўропы і ЗША: даследаванні, праблемы, пошукі / Бел.дзярж. ун-т імя М.Танка; рэдкал. А.І.Андарала, М.М.Забаўскі, А.П.Жытко [і інш.]; адк. Рэд. В.А.Пілецкі. – Мінск: БДПУ, 2008. – С. 3 – 5.
- Ширко, Л.Ф. Методология истории белорусской советской культуры межвоенного периода (1917-1941) в постсоветской историографии / Л.Ф.Ширко // Методология исследований истории Беларуси: проблемы, достижения, перспективы: материалы Междунар. науч. конф., Минск, 22-23 окт. 2008 г. / НАН Беларуси, Ин-т истории; редкол.: А.А. Коваленя [и др.] – Минск: Белорусская наука, 2009. – С. 119 – 125.
- Ширко, Л.Ф. Кадровый научный потенциал белорусской исторической науки и исследование белорусской культуры / Л.Ф.Ширко // Гістарычная навука на пераломе эпох: дыялог з часам (да 80-годдзя Інстытута гісторыі Беларусі, г. Мінск, 15-16 кастрычніка 2009 / НАН Беларусі, Ін-т гіст.; рэдкал.: А.А.Каваленя [і інш.]. – Мінск: Беларуская навука.
- Ширко,Л.Ф. Содержательные аспекты историографической рефлексии / Л.Ф.Ширко // Гісторыя і грамадазнаўства. – 2013. - № 1. – С.23 -24.
- Ширко, Л.Ф. Реализация когнитивной модели в преподавании истории Беларуси / Л.Ф.Ширко // Гісторыя: праблемы выкладання. – 2011. - № 4. – С. 3 - 8.
- Ширко, Л.Ф. Системный подход в контексте изучения истории белорусской культуры в средней школе / Л.Ф.Ширко // Гісторыя і грамадазнаўства. - 2011. - № 2. – С. 17 – 24.
- Ширко, Л.Ф. К вопросу о методологии исследовательских работ школьников и не только / Л.Ф. Ширко // Гісторыя і грамадазнаўства. – 2017. - № 5. – С. 17-18.
- Приоритетные направления педагогической деятельности: разработка методологии и методики системного подхода в преподавании истории;
- использование элементов когнитивного подхода в преподавании истории и обществоведения;
- научная деятельность в области методологии истории и историографии.
- Перспективы педагогической деятельности:
- продолжать работу по разработке методологии и методики системного подхода в преподавании социально-гуманитарных дисциплин;
- продолжить научно-исследов работу в области методологии и историографии гуманитарного научного знания.
- Профессиональный рост:
а) участие в научно-практических конференциях:
За период работы над темой опыта педагогической деятельности принимала участие в следующих научно-практических конференциях:
1). Республиканская научно-теоретическая конференция “Гістарыяграфія гісторыі Беларусі, новай і навейшай гісторыі краін Еўропы і ЗША”, которая состоялась 28 марта 2008 г. на кафедре истории Беларуси, кафедре новой и новейшей истории БГПУ имени Максима Танка, выступила с докладом “Теоретические аспекты структурного анализа белорусской историографии” на Секции 3 “Актуальныя пытанні гістарыяграфіі гісторыі Беларусі ХХ – пачатку ХХ1 ст.”.
2). Международная научно-практическая конференция «Историография как объект познания», которая состоялась 21-22 мая 2008 г. на базе исторического факультета БГУ, принимала участие в работе Семинара «Теоретико-методологические проблемы исторического исследования».
3). Вторая Международная научная конференция «Методология исследований истории Беларуси: проблемы, достижения, перспективы», которая состоялась 22-23 октября 2008 г. на базе Института истории НАН Беларуси, выступала с докладом «Методология истории белорусской советской культуры межвоенного периода (1917-1941 гг.) в постсоветской историографии» на Секции 2 «Методология исторической науки начала ХХ1 века».
4). Республиканский научно-практический семинар «Современные научно-методологические основы исторического познания», который состоялся 24 апреля 2009 г. на базе исторического факультета БГУ, выступила с докладом «Теоретические аспекты системного анализа белорусской историографии».
5). Третий Международный конгресс историков Беларуси «Гістарычная навука на пераломе эпох: дыялог з часам (да 80-годдзя Інстытута гісторыі НАН Беларусі)”, который проходил 15-16 октября 2009 г.
6). Международная научно-практическая конференция, посвящённая 75-летию исторического факультета БГУ «Сучасныя тенденцыі развіцця гістарычнай навукі і адукацыі”, которая проходила 25 сентября 2009 г. на историческом факультете БГУ, выступала с докладом “Системный подход в историографическом анализе” на Секции 8 “Метадалогія гісторыі”.
7). Международная научная конференция «Развитие методологических исследований и подготовка кадров историков в Республике Беларусь, Российской Федерации и Республике Польша», которая проходила с 11 по 12 ноября 2010 г. в г. Гродно на факультете истории и социологии Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, выступала с докладом «Системный и комплексный подходы как методы историографического исследования» на Секции 2 «Инновационные методологические направления в белорусской, российской и польской исторической науке в конце ХХ – начале ХХ1вв.».
8).1 Международная научная конференция «Историческое наследие Беларуси: выявление, сохранение и изучение», которая проходила с 16 по 18 мая 2012 г. на кафедре источниковедения БГУ, выступала с докладом «Системный подход и белорусская историография» на Секции 2 «Источниковедение, историография, методы исторического исследования в мире гуманитарного знания.
9).Международная научно-практическая конференция «Методология исследований истории Беларуси: проблемы, достижения, перспективы», которая состоялась 9-10 октября 2012 г. в Институте истории Национальной академии наук Беларуси, выступление с докладом «Содержательные аспекты историографической рефлексии».
10) С 2015 по 2019 гг. принимала участие в качестве организатора в Республиканских научно-практических конференциях «Молодёжь. Творчество. Интеллект».
11) Принимала участие с 2016 по 2020 год в городских научно-практических конференциях «Молодёжь. Творчество. Интеллект» в качестве члена жюри.
12) В соответствии с республиканским координационным планом мероприятий дополнительного образования педагогических работников на 2017 год ГУО «Академия последипломного образования» принимала участие 14.11.2017 г. в тематическом семинаре для членов ассоциации учителей-методистов по теме «Актуальные направления развития образования».
13) совершенствовала формы и методы научно-исследовательской деятельности в высшем учебном заведении (БарГУ, 2004-2008 гг.);
б) участие в работе методических объединений:
Методическая работа (на республиканском уровне):
- участие в семинарах на базе АПО г. Минска: Республиканский семинар «Проблемы и перспективы разработки духовно-нравственного содержания образования в Республике Беларусь», семинар учителей-методистов «Актуальные направления развития образования» и др.;
- принимала участие в качестве представителя от Брестской области в написании экспертного заключения для оценки новых учебных пособий по истории Беларуси за 9, 10 и 11 классы (2020-2021 гг.) на базе ИРО г. Минска;
- опубликовала статью «К вопросу о методологии исследовательских работ школьников и не только» в научно-исследовательском журнале «Гісторыя і грамадазнаўства” за 2017 г., № 5 (с. 17-19).
Методическая работа (на областном уровне):
- участие в обобщающих вебинарах в качестве докладчика, проводимых ИРО г. Бреста для учителей, принимавших участие в конкурсе «Учитель года Беларуси» (май-июнь 2020 г.); также в вебинарах по вопросам повышения квалификации и подготовке к сдаче квалификационного экзамена на звание «учитель-методист» (2021), в написании научно-исследовательских работ обучающихся (март 2022 г.).
Методическая работа (на городском уровне):
- опыт руководства методическим объединением учителей истории и обществоведения школы и города;
- принимала участие в мероприятиях, проводимых учителями-методистами города;
- проводила консультации для учителей города по вопросу описания опыта педагогической деятельности и подготовке к сдаче экзамена на первую, высшую квалификационную категории и категорию «учитель-методист».
- Награды за трудовую деятельность в системе образования:
- Почётная грамота Управления образования Брестского облисполкома (2016 г.);
- Диплом лауреата премии Брестского облисполкома ΙΙΙ степени (2017 г.);
- Диплом лауреата премии Брестского облисполкома ΙΙ степени (2018 г.);
- Благодарность Барановичского горисполкома (2013 г.);
- Почётная грамота отдела образования, спорта и туризма Барановичского горисполкома (1999 г., 2017 г.);
- Благодарность ГУМУ «Учебно-методический кабинет г. Барановичи» (2008 г., 2016 г.);
- Грамоты ГУО «Гимназия №2 г. Барановичи» (2011 – 2014 гг.);
- Грамота Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования Республики Беларусь, Представительства Россотрудничества в Республике Беларусь ОО «Русское культурно-просветительское общество» МС «Наследие» (2015 г.);
- Благодарственное письмо администрации ГУО «Лицей №1 г. Барановичи» (2016 г.);
- Благодарность Оргкомитета ΙΙΙ Интернет-олимпиады по правоведению «Право-2017» ГУО «Слонимский районный лицей» (2017 г.);
- Благодарность УО «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь» (2019 г.).